Поскольку отсутствие загранпаспорта пока несколько ограничивает возможности для наших путешествий, вариантов для очередного отпуска оставалось не так уж много. Вариантов рассматривалось всего два – на Урал или в Карпаты. Выбрали последнее, поскольку Карпаты немного ближе, и там должно быть теплее. В итоге, мы проехали довольно большую часть западной Украины и успели посмотреть даже больше, чем планировали.
Итак, отчет.
Общая информация
Время поездки 03-17.09.2006
Пройдено ~5100 км, из них более 3000 по территории Украины.
Машина 21065, экипаж 2 человека, один водитель.
Бюджет поездки около 30000 руб, из них ~11000 – бензин.
Маршрут:
Москва-Львов-Ужгород-Мукачево-Хуст-Яремча-Косов-Черновцы-Каменец Подольский-Севастополь-Москва
Дороги
Москва-Минск-Кобрин
Везде очень хорошо, в Белоруссии покрытие чуть хуже, есть ремонтируемые мосты и один участок в Березовском районе ~10 км, где всех сгоняют на одну полосу – ремонт. Решили проехать через Минск. Зря. Дороги в городе хорошие, но из центра час выбирался, хотя у меня была схема – указатели куда-то не туда показывают.
Кобрин-Ковель-Владимир Волынский
Дорога неширокая, но неплохого качества, как по Белоруссии, так и по Украине. В Ковеле, по совету Panjatливого, не стали плутать по городу (время было 3 часа ночи, спросить правильное направление не у кого), а доехали до трассы Луцк-Люблин, и уже с нее повернули на Владимир-Волынский.
Владимир Волынский-Червоноград
Беда на стыке областей, оказывается, обычное дело не только для России, но и для Украины. Очень плохо. Скакал между огромными ямами, скорость не больше 80, в самом Червонограде скакать уже бесполезно – яма на яме, ехал и чуть не плакал.
Червоноград-Львов
Дорога становится несколько лучше, но, все равно, не супер. Про Львовские улицы, мощеные булыжником сказано уже много «хорошего», повторять не будем.
Львов-Ужгород
Ехали через Самбор-Ужокский перевал. Опасения не подтвердились, дорожка вполне ничего. После перевала мелкие ямки и трещины – слегка трясет. На перевале два пограничных поста – Сверяют паспорта и желают счастливого пути. Задержка – 2 мин. Виды вокруг – потрясающие.
Ужгород-Мукачево
Часть свежепостроенной трассы. Восторгов не испытал, хотя проехали маленький кусочек от Ужгорода до Чинайдиево. Покрытие да, очень хорошее, но по одной полосе и куча фур в обе стороны.
Мукачево-Берегово-Виноградов-Хуст
Местами малость подубито, но терпимо.
Хуст-Солотвино-Рахов-Яремча
Хорошо. Еще один пограничный пост. Нас не остановили.
Яремча-Ворохта-Верховина-Косов
До Ворохты хорошо, от поворота на г. Говерлу постепенно все хуже и хуже. Опять слалом между ямами. Второй самый поганый участок на нашем маршруте. В населенных пунктах совсем беда.
Дорога на
г. Говерла (к турбазе Заросляк)
Отсыпана крупной щебенкой. Неровная, попадаются крупные булыжники, но любая легковая летом пройдет.
Косов-Выжница-Сторожинец-Черновцы
В целом, нормально. После Выжницы горы резко заканчиваются, начинается относительно ровная дорога.
Черновцы-Каменец
Подольский-Хмельницкий
Хорошо, трафик небольшой.
Хмельницкий-Винница-Умань
Немного местами побита, но залатана прилично, на этом участке жестокий трафик из фур. Везде по одной полосе, кроме небольших участков рядом с крупными городами.
Умань-поворот на Николаев
Отлично. Часть трассы Киев-Одесса. Жаль, ТТХ моей машины не позволяют в полной мере оценить качество дороги.
Поворот с трассы на Одессу-Николаев-Херсон-Красноперекопск-поворот на Саки
По началу очень хорошо, потом местами нормально, местами хорошо. Перед Херсоном есть участок дороги, размеченной металлическими пластинами со встроенными светоотражателями. Старайтесь на эту разметку не наезжать, мне это стоило пробитой боковины.
Поворот на Саки-Севастополь
Местами хорошо, местами побито. Указателей на Севастополь нет, есть места, где нужно делать неочевидные повороты.
Севастополь-Москва
Все всё знают
ГАИ, ДАИ и прочие мелкие жулики
«Экологов», «махновцев» и другой нечисти не встречал, наверное, уже не сезон – впали в спячку до следующего лета. ДАИ мной не интересовались ни разу, родное ГАИ написало штрафов на 150 руб. 100 руб под Вязьмой за превышение (121 км/ч на радаре при разрешенных 90), 50 руб перед Курском за нечитаемый задний номер.
Границы
Белоруссия-Россия по М1 – без остановки
Белоруссия-Украина в Мокранах – 20 минут, из них 10 – заполнение карточки. Народу нет совсем никого в обе стороны. Белорусы спали в будке - пришлось будить =)) Территория между границами вся перекопана – кладут новый асфальт.
Украина-Россия по М2. Полчаса. Наши сумеют даже на пустом месте создать очередь в 10 машин =((
Страховка
Чтобы не тратить время на границе, купил гринкарту в Руси. 14 евро на 15 дней.
Бензин 92
Россия 17.20-19.00 руб
Белоруссия 21 руб
Украина 4.45 грн, на востоке чуть дешевле.
Гостиницы
Ничего заранее не бронировали, и правильно – проблем с местами в гостиницах нигде нет. Зато с самими гостиницами – есть: во Львове и Ужгороде. Нормальные гостиницы ломят дикие цены, практически, как в Киеве. Мы же больше 200 грн за номер платить категорически не хотели. Пришлось жить в «совецких» номерах с горячей водой по графику. В остальных местах все ок. Понравились «Альфа» в Мукачево, «Хуст» в одноименном городе, «Киев» в Черновцах.
Деньги
Перед поездкой специально спрашивал в конфе, проблемно ли обменять российские рубли на Западной Украине. Получив ответ, что нет, успокоился, но, на самом деле, все не совсем так. Рубли меняют далеко не везде. Хорошо, что во Львове много обменников, часть из них принимают рубли, курс очень хороший (1.867) и мы сразу поменяли 20000. Дальше по пути следования, если и были обменники, то они либо не работали, либо меняли только доллары и евро, либо курс в них был просто отвратительный.
Города и достопримечательности
Львов
Львову отвели 2 полных дня. Машина все это время отдыхала на стоянке. В первый день обошли весь центр. Красиво, ни на что, ранее мной увиденное, не похоже. Особенно понравились большие соборы – Доминиканский и Бернардинский. Очень внушительные. Ратуша была закрыта на косметический ремонт – кажется, до конца сентября. Поднялись на замковую гору. Вид не очень красивый (деревья загораживают), ветер сбивает с ног. Во второй день утром отправились на старое польское кладбище - очень понравилось. Уникальные впечатления. Некоторые надгробия – прямо-таки произведение искусства. За вход на кладбище берут денежку – 4 грн с человека, но можно и не платить. Остаток дня провели в музее народной архитектуры и быта в Шевченковском Гае. Огромная территория, десятки строений, но как-то запущено все. Часть строений в очень плохом состоянии. Второй раз бы не пошел.
Самбор
Уютный маленький городишко. Остановились, погуляли полчасика по улицам. В центре огромный костел 1530 г. Сразу за городом, рядом с дорогой – страусовая ферма. Немного посмотрели на птичек.
Невицкое
К руинам замка подъехали, как написано в одном из ответов у Андрея Тычины – от ресторана под знак кирпич до ворот турбазы. Дальше метров двести по территории пешком. Сами руины (в общем, это уже не совсем руины – потихоньку восстанавливают) не очень, но вид на долину Ужа – это супер. Кроме нас по замку лазила только пара румынских туристов.
Ужгород
Город маленький и провинциальный, хоть и областной центр. Замок не очень впечатлил, внутри сад, скульптуры, все как-то слишком окультурено =)) Экскурсовод давился, плевался, но рассказывал историю города на чистом русском языке (Аня плохо понимает украинский). Музей деревянного зодчества рядом с замком совсем небольшой, но довольно ухоженный, и этим сильно выигрывает у львовского. В церкви на его территории очень собрание очень забаных икон в "наивном" стиле.
Кафе «Августин» - зачет. Самая вкусная еда за всю поездку. Размер порций шокирует. «Деца у нотаря» не понравилась. Стейк был ничего так, а вот обстановка так себе. Я ожидал увидеть нечто другое. Понятно желание хозяина выделиться и сделать что-то неповторимое, но нельзя же валить все в одну кучу!
Среднее
В Среднем раньше были замок и винзавод, разрекламированный Андреем Тычиной. Замка нет уже давно, то что от него осталось, можно наблюдать прямо с трассы (это даже руинами назвать трудно). Винзавод, как выяснилось, закрылся в прошлом году. Как объяснили на проходной, нет денег на приобретение лицензии. Впрочем, пару литров вина «из старых запасов» нам все же продали. По вкусовым качествам оно оказалось весьма среднее, под стать названию села.
Чинайдиево
Неплохой такой охотничий домик выстроил себе Шенборн! И парк симпатичный, только пруд не мешало бы чистить иногда. Машину бросали прямо на трассе у въезда, напротив железнодорожной станции. Там все время кто-то паркуется прямо перед воротами, через них движения нет.
Мукачево
Очень понравилось. Исторический центр «огорожен» тремя пешеходными улицами. Замок, находящийся на окраине города, гораздо интереснее Ужгородского. Толпы венгерских туристов.
Берегово
В Берегово планировали две вещи – искупаться в термальных источниках и посетить дегустацию вина. Первое удалось вполне. Вход с тыльной стороны спортбазы «Закарпатье», сам источник представляет собой приличных размеров бассейн с водой грязно-коричневатого оттенка. Температура воды +33. Желающих поплавать не слишком много. Дом вина так и не нашли. Дело в том, что в этой части Закарпатья порой тяжело бывает найти человека приемлемо говорящего не только по-русски, но хотя бы по-украински. Венгерским никто из нас не владеет, и объяснить дорогу нам никто не смог. Люди мило улыбались, и не понимали, чего мы от них хотим. Да и зачем им украинский – у них там все на венгерском – газеты, вывески магазинов, таблички с названиями улиц. Зато в Берегово пекут очень вкусные булочки с маком =))
Хуст
В центре города интересный Елизаветинский костел, кстати, по дороге Берегово-Виноградов в одном из небольших сел есть его почти точная копия. Знак «кирпич» перед замковой горой кто-то заботливо снял, остался только столбик, на котором он висел, поэтому мы полпути в гору спокойно проехали на машине. Дальше дорога портится, но если у вас хотя бы Нива, то можно без проблем подъехать к самым воротам замка. Вот тут, действительно, остались только руины. Но, венгерские туристы добрались и сюда.
Солотвино
Поселок представляет собой одну большую стройку. Особенно, вокруг озер. Наверное, летом место очень популярное. Сейчас, в сентябре, народу было не слишком много. Озер несколько, с разной степенью солености, вода очень теплые, так как глубина небольшая. Аня купалась с большим удовольствием. Небольшой косяк - на том пляже, где мы были, негде смыть соль после купания, т.к., душ не работал.
Рахов
В город не заезжали, т.к. не знали, что там смотреть. Но, есть достопримечательности на трассе – во-первых, «Центр Европы». Очень раскрученное место, рядом построили большую колыбу, стоянку, возят туристов автобусами, продают сувениры. Кроме того, чуть дальше есть водопад прямо на трассе, почему-то не упоминаемый в большинстве отчетов и путеводителей.
Яремча
В целом не понравилось. Хмуро и уныло. Чувствуется, что летом город отдыхает от наплыва горнолыжников. Утром, правда, наблюдается некоторое оживление около ресторана «Гуцульщина», водопада, и на сувенирном рынке. Водопад вполне ничего смотрится, а вот цены на рынке высокие – все дороже чем на Яблоницком перевале, или в Косове. Мы же «Гуцульщине» предпочли колыбу без названия, которая находится чуть в стороне от трассы (рядом со вторым рынком, ближе к центру города, через деревянный мостик). Вполне прилично. Внутри дым коромыслом, хоть топор вешай. Глаза начинают слезиться через 5 минут. Бегают пухлые официантки в национальных костюмах. Ценник бюджетный. Еда, конечно, не блещет изысканным вкусом, но в таком заведении, имхо, это не главное.
Ворохта
В Ворохте расположена база для прыжков на лыжах с трамплина. Лыжники прыгают и летом. Мы прокатились на подъемнике – страшно, все скрипит и раскачивается. Наверху делать нечего – народ фотографируется в национальных костюмах, особо отчаянные лезут на самый верх трамплина.
Гора Говерла
Изначально штурмовать самую большую вершину Укранских Карпат мы не планировали, но, погода была хорошая, и захотелось отдохнуть от машины (да уж, отдохнули =)). На трассе Ворохта-Верховина стоит указатель, так что мимо горы не промахнетесь. На дорожке, ведущей к турбазе Заросляк, стартовой точке похода, расположен КПП лесников. С нас содрали 11 гривен за проезд. От турбазы до вершины горы – 4.1 км. Фактически, есть два параллельных варианта тропы. Мы поднимались по «правой» тропе, спускались по «левой». Подъем дался нелегко. Убили 2,5 часа (на спуск еще 1,5), ноги потом гудели два дня. Хотя, поднимаются туда и люди с 10летними детьми, и пенсионеры. Вершина представляет собой почти плоскую площадку размером с хоккейную коробку. Наверху тебя встречают кучи мусора и толпа туристов. Тем не менее, вид с вершины замечательный – поднимались не зря. Вдоль одной из троп, ведущих на гору, течет р. Прут, еще совсем маленькая, как горный ручей, с тропы видно (и слышно) водопады.
Косов
В Косове были в понедельник, поэтому музей в центре был закрыт. Мы посетили художественный институт, там тоже есть небольшой музейчик. Кроме того, были в частном музее Корнелюков. В музее всякие национальные поделки семейства – тарелки, шапки, топорики, пояса. Практически все можно купить, но цены дикие. Хозяин явно не в себе – старый чванливый дед, помешанный на религии и политике. Основной сувенирный рынок работает по субботам, но на обычном рынке есть ряд палаток, которые работают всегда. Закупили там кое-чего.
Черновцы
Большой город с хорошо сохранившимся историческим центром, как и Львов, но при этом, со Львовом ничего общего не имеет. Яркая достопримечательность только одна – университет, бывшая резиденция митрополитов. Это мегазачот! Хотел бы я в таком здании учиться! Черновцы очень понравились, и мы остались там на еще один день.
Хотин
Хорошо сохранившаяся настоящая боевая крепость, к тому же, расположенная в очень живописном месте. К сожалению, реставрации еще далеко до завершения, поэтому на стены и башни не пускают. Поэтому особенно долго там делать нечего.
Каменец-Подольский
Город с огромной плотностью исторических сооружений. Чтобы все обойти и посмотреть, пары дней будет мало. К сожалению, к этому моменту мы уже были переполнены впечатлениями, и даже на пару дней остаться не могли. Однако, на замок и небольшую прогулку по старому городу нас хватило. Крепость очень хороша. Особенно хороша тем, что практически всюду можно залезть и посмотреть – на стены, башни, внутри зданий и в подвалы. Возможно, сюда еще вернемся.
Вот, казалось, бы, и все, можно возвращаться домой и вспоминать замечательно проведенный отпуск. Но нет, мы не такие, у нас ведь осталось еще 3 дня, а до Крыма по карте получается всего-то ~1000 км. Бешеной собаке сто верст не крюк, и на следующее утро мы уже купаемся в Севастополе. Впечатления от Крыма остались не очень хорошие. И причиной тому отнюдь не холодное море и большое количество медуз в нем. С тех пор, как мы ездили туда два года назад, почти ничего не изменилось, кроме цен. Да, об этом уже много написано, но повторю еще раз – я не понимаю, как можно ездить за пляжным отдыхом в Крым или на ЧПК. В общем, пары дней нам хватило, чтобы в усмерть накупаться и немного подзагореть. Мы возвращались в Москву немного усталые, но довольные. Отпуск в этот раз получился крайне насыщенным и богатым на впечатления.
Теперь благодарности:
Замечательной конфе «ОиП» на auto.ru (http://wwwboards.auto.ru/travel), и особенно, всем тем, кто помогал мне искать информацию и отвечал на вопросы.
Андрею Тычине (http://wwwboards.auto.ru/travel) и ASINFO (http://www.asinfo.com.ua/) за информацию о достопримечательностях и гостиницах
Атласу «Карпати. Атлас автотуриста». (http://technobook.com.ua/boox.php?s=item&topr=a&idi=2744). Современное, информативное издание.
Спасибо, всем кто дочитал.
Дополнительные фотографии можно посмотреть здесь:
http://tushkarius.narod.ru/photo/WU06/С уважением,
Александр Медин aka Hippo